Поиск Детей
Возраст:
Пол:
Число анкет на странице:
Консультации по вопросам семейного устройства
Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
7579
6134

Новости - Детский вопрос становится все тяжелее

26.11.2009

Вчера в Москве произошли сразу два события, посвященных детскому вопросу. Участие  в первом - круглом столе -  приняли представители Генеральной прокуратуры РФ и чиновники из российского правительства. Второе - прессконференция - было организовано Ассоциацией адвокатов России за права человека (ААРПЧ). Главными темами обоих мероприятий оказались ущемление прав несовершеннолетних в ходе бракоразводного процесса и проблемы детей сирот.

Чиновники и  представители общественности озвучивают различные цифры и мнения, однако сходятся в одном: в решении детских  проблем в России отсутствует  какая-либо положительная динамика. Статистические данные действительно неутешительны: ежегодно в детдома попадают около 100 тыс. детей, а каждый шестой ребенок в России - социальный сирота. Постоянно растет число бракоразводных процессов, в том числе с участием публичных персон, в которых супруги не могут поделить детей. За последние полтора года в Генпрокуратуру поступило уже 27 тыс. таких заявлений.

Семейный передел  системный подход

По оценкам  ААРПЧ, в 98% случаев после развода  родителей ребенок остается с  матерью. Такая цифра связана  с высоким уровнем алкоголизма  и низкими доходами мужского населения, да и практика является устоявшейся. " При этом зачастую нарушается право на полновесное общение ребенка с обоими родителями " , - уверен председатель организации Евгений Архипов.

По данным Генпрокуратуры, за 2008 год и первую половину 2009 года в суды поступило 27 тыс. заявлений по спорам о том, с кем же из родителей после развода останется ребенок. Первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман в свою очередь уверен: главной причиной участившихся бракоразводных процессов с дележом детей стал кризис семейных отношений в стране: " Личная неприязнь между экс-супругами доводит до того, что один родитель не дает второму видеться с ребенком, прячет его " .

Но с кем  бы ни остался ребенок, актуальной становится еще одна проблема - выплата алиментов. Должников всеми способами ловят судебные приставы, однако до сих пор нигде не прописана минимальная сумма, которую родитель должен ежемесячно отдавать на уход за ребенком. По словам первого зампреда комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Натальи Карпович, этот вопрос разрешится, если депутаты " пропустят " законопроект, устанавливающий минимальный размер алиментов - 1,2 тыс. рублей в месяц.

На фоне происходящего  в Генпрокуратуре предложили усовершенствовать законодательство, дополнив ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях положением об ответственности родителей за лишение детей права на общение с родителем или близкими родственниками. А также установить наказание за отнятие ребенка у родственника родителем и невозвращение тому, с кем ребенок проживает на законных основаниях.

Начальник управления по правам ребенка аппарата уполномоченного  по правам человека Наталья Яковлева выступила с иным предложением: наделить суды правом назначать в отношении ребенка проведение психологической экспертизы на привязанность к родителям. Главная ее цель - выяснить, к кому больше привязан ребенок.

" Возможно, на  это время малыша надо будет  поместить в другую семью, отделить  от родителей, - разъяснила  Яковлева. - С ним будет работать психолог, а за это время родители, может, найдут общий язык и не придется никого делить " .

Однако в вопросе  семейных конфликтов существуют не только законодательные рычаги.

" Большинство  неурядиц, споров, порой доводящих  до судов и даже преступлений, можно избежать, если разработать систему профилактики семейного благополучия " , - уверил уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Алексей Головань.

С инициативой  детского омбудсмена на круглом столе  согласилось большинство. По словам Натальи Карпович, первым кирпичиком к созданию такой системы станет письмо президенту Дмитрию Медведеву, в котором будет поставлен вопрос о целесообразности организации в стране совета по семейной политике.

Звездный переполох

Интересно, что  с проектом закона, регулирующего семейное законодательство, еще в середине сентября выступил глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Инициатива депутата призвана положить конец равноправию родителей после развода. Согласно поправке, подготовленной Крашенинниковым в статью 64 Семейного кодекса, решать вопросы о месте обучения, выезде за границу или прохождении лечения за рубежом будет тот родитель, с которым ребенка оставил суд.

Опротестовать решение " основного " родителя можно только в судебном порядке. " Эта норма будет полезна в первую очередь тем гражданам, чей экс-супруг не принимает участия в воспитании ребенка, не поддерживает с ним отношений и зачастую вообще находится неизвестно где. В такой ситуации даже получение визы может стать непреодолимым препятствием " , - пояснял ранее парламентарий.

Свой законопроект он подготовил на основании, пожалуй, самого громкого семейного скандала нынешнего  года - развода бизнесмена Руслана Байсарова и певицы Кристины Орбакайте. Причиной семейного конфликта стал их 11-летний сын Дени. После летних каникул в августе 2009 года отец мальчика отказался отдавать его матери. Грозненский суд вынес решение, по которому ребенок должен остаться с Байсаровым. Орбакайте с таким вердиктом категорически не согласилась, подав ряд кассаций. После нескольких месяцев судебных тяжб родители Дени заключили мировое соглашение. Поправка Крашенинникова сейчас находится на рассмотрении нижней палаты парламента.

Без права на уют

Неутешительной  остается ситуация с детьми сиротами. По официальным данным, в первой половине 2009 года 5,26 тыс. детей были оставлены матерями при рождении, еще 50,79 тыс. детей остались без попечения  родителей.

Однако статистика усыновления, похоже, все-таки сдвинулась с мертвой точки. По свидетельству Евгения Архипова из ААРПЧ, брать в дом сирот россияне стали чаще и охотнее: в 2008 году в детдома попали 115,5 тыс. ребят, при этом в приемные семьи были устроены 113,7 тыс. Таким образом, разрыв между осиротевшими и усыновленными составил менее 2 тыс. человек.

При этом юристы отмечают, что воспитанники детских  домов сегодня законодательно не защищены. 90% проблем, по словам Архипова, касаются квартирного вопроса. Ответственность  за предоставление им жилья, согласно российскому законодательству, полностью лежит на регионах, а те, в свою очередь ссылаясь на недостаток бюджетных средств, отказывают детям в полноценных квартирах.

" В крупных  городах чаще встречается другой  расклад: нерадивые работники детских домов уговаривают ребят переписать причитающуюся им площадь на третьих лиц. Выходит, что государство способствует появлению бездомных " , - рассказал он.

При этом, по словам эксперта, главная беда заключается  в том, что зачастую молодые люди ничего не знают о собственных правах. " Им непонятно, на что они имеют право и куда могут пожаловаться " , - сказал Архипов.

Где жить и как  учиться

Жилищные проблемы возникают и у усыновленных детей. Пример тому - история Валентины  Сотниковой, которая с рождения опекает 13-летнего Анатолия. Женщина перевезла ребенка в Москву из Ярославской области и зарегистрировала по месту жительства.

" Однако в  июне 2005 года районная жилищная  инспекция подала в мою сторону  иск по снятию регистрации  с Толи без предоставления другого жилья " , - рассказала Сотникова. Заявление было удовлетворено Солнцевским районным судом. Кассационную жалобу Сотниковой не приняли, мотивируя тем, что прошел срок подачи.

" Налицо грубейшее  нарушение законодательства: ребенка  оставили без какой-либо прописки, сейчас мы подаем жалобу в Европейский суд по правам человека " , - прокомментировал ситуацию Архипов.

Еще одной проблемой  российских сирот считается невозможность  получения высшего образования. " У нас нет никаких госпрограмм, которые бы поддерживали таких ребят. Ведь, обучаясь на дневном отделении, они просто не смогут выжить " , - заметил глава ААРПЧ.

Подпольные годы

Отдельная боль - так называемые социальные сироты: дети, ставшие беспризорниками при  живых родителях. По официальным данным, таких ребят в России 730 тыс. Оценки независимых экспертов колеблются в диапазоне 1- 5 млн.

" В 95% случаев  их родители живы, однако жить  с ними из-за алкоголя или  социальных проблем невозможно, - рассказал Евгений Архипов.  - Это позор всего российского общества: беспризорников сегодня больше, чем после Великой Отечественной войны " .

По данным Федеральной  службы госстатистики, в России сегодня  проживает 32 млн несовершеннолетних. Таким образом, фактически каждый шестой ребенок страны - беспризорник.

В Генпрокуратуре считают, что определенную ответственность  за эту ситуацию несут также медики и педагоги. " Отчасти в этом вина и представителей здравоохранения, которые не всегда информируют милицию  о неблагополучных семьях с родителями алкоголиками или наркоманами, не сообщают о жестоком обращении с детьми, - прокомментировал Александр Буксман. - В школах не ведется учет тех детей, которые регулярно не посещают занятия, учителя не выясняют причины отсутствия школьников " .

Сбежавшие из детства

В итоге равнодушие окружающих приводит к побегам детей  из дома, интернатов. " За прошлый  год у нас в розыске числится 30 тыс. детей, 6 тыс. пострадали от жестокого  обращения со стороны родителей, - сообщил Александр Буксман. - Пока переломить эту ситуацию мы не можем. Единственное наше оружие - лишение родительских прав. Сейчас в судах на рассмотрении 24 тыс. таких исков, но эффективна ли такая мера, сказать трудно " .

В свою очередь  и. о. начальника департамента охраны общественного  порядка МВД РФ генерал-лейтенант  милиции Юрий Демидов ради улучшения  ситуации предложил законодателям  рассмотреть возможность налагать административный арест или отправлять на исправительные работы родителей, которые не в состоянии позаботиться о собственных детях.

" К сожалению,  по действующему законодательству  мерами административного взыскания  являются в основном штрафы. Это  в том числе бьет по ребенку,  - выразился Демидов. - А  арест станет встряской взрослому " .

Что нужно сделать, чтобы не ущемлялись права детей?

Татьяна Яковлева, член комитета Госдумы по охране здоровья, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия"

Нужно принять  закон об охране здоровья детей в  Российской Федерации. Главный педиатр России и Научный центр здоровья детей уже сформировали концепцию государственной политики в области охраны здоровья детей. Теперь на ее основании мы и будем формировать этот закон. Перво-наперво там нужно оговорить, чтобы абсолютно все права ребенка неукоснительно выполнялись.

Почему мы хотим  принять именно этот закон? Не потому, что кто-то не хочет соблюдать  права ребенка, а из-за того, что  об этих правах подчас и сами госчиновники, скажем, на региональном уровне не знают. Мы изучили огромное количество региональных законодательных актов и увидели, что во многих из них написано:

" Ребенок  имеет право на лечение и  диагностику " , а, например, слово  " профилактика " пропущено. Так  что сама сфера законодательства  должна проходить экспертизу на соответствие правам ребенка. Да, у нас есть закон об инвалидах, но у нас нет закона о детях ин- валидах. Получается, что один закон сидит внутри другого. И раз у нас есть закон об инвалидах, тогда давайте смотреть на то, сохранены ли там права ребенка инвалида.

И так нужно  работать с каждым законодательным  актом: проводить экспертизу каждого  принимаемого закона на соответствие правам ребенка.

Скажем, в законе об образовании есть права ребенка, в законе о бюджете - тоже.

И еще. Раньше медицина высоких технологий была доступна для всех. А я считаю, что и здесь детям должен быть отдан приоритет. " Все лучшее - детям " - это не пустые слова.

Елена Мизулина, председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей (фракция "Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь")

По Конституции  государство обязано создать  такие условия родителям и  семье, чтобы те могли обеспечить надлежащее воспитание детям. Государство  должно мониторить семьи, но не для  того чтобы отобрать у родителей  ребенка (это уже крайняя мера), а для помощи и обеспечения надлежащих и современных условий для воспитания детей.

Радует, что за последнее время государство  уделяет гораздо больше внимания беспризорным детям, вот только жаль, что у нас нет ни единой статистики, ни единой социальной инфраструктуры, касающихся проблем детства. Эта тема распределена по ведомственному признаку: образованием занимаются одни, медицинским обеспечением - другие, культурный досуг числится у третьих. А вот единой картины нет, и все эти радужные цифры могут просто пересекаться.

Я как-то посмотрела, как они переходят из бумаги в  бумагу, и пришла к выводу, что  почти все цифры просто взяты  с потолка. И все же я могу сказать, что позитивная тенденция есть, но все пока идет очень медленно. Радует, что в СМИ стало появляться больше информации о семье и детях, что появились законопроекты и даже законы, касающиеся детей, которые инициировал президент. А еще за последние два три года появилось очень много мер материальной поддержки.

Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала "Ералаш"

Надо, чтобы каждый на себя посмотрел очень внимательно  и вспомнил себя в детстве, как  его обижали, когда он был маленьким. Тогда у нас все честно и  будет и, может быть, мы в конце  концов избавимся от самой настоящей дедовщины в отношении детей.

Ведь детей  надо растить, ухаживать за ними и, конечно, любить. А сейчас, к сожалению, у  нас что-то сломалось в подготовке преподавателей, и от этого идет цепная реакция.

Знаете, я учебу  в школе вспоминаю просто с  содроганием. Главное, за что я ее не люблю, - так это за уничтожение личности в ребенке. Конечно, и сейчас среди преподавателей есть талантливые и ярчайшие люди, но их мало.

Юлия Меньшова, актриса

По моему, прежде всего нужно думать о соблюдении интересов детей. У маленького человека есть свой мир: дом, школа, друзья. Но вот один из родителей (которые, скажем, в разводе) заявляет: " Я хочу, чтобы теперь было по-другому " . Но почему не учитывается жизнь и мир самого ребенка? Ведь когда суд выносит постановление о том, что он должен жить с другим родителем, происходит полная смена его устроенной жизни. На мой взгляд, будет правильнее не дергать малыша с насиженного мес

Статья опубликована в издании "Газета", №222 от 25 ноября 2009

Источник: http://www.gzt.ru/

Rambler's Top100