Поиск Детей
Возраст:
Пол:
Число анкет на странице:
Консультации по вопросам семейного устройства
Волонтеры в помощь детям сиротам. Отказники.ру
5800
5922

Феномен социального сиротства

По данным статистики, Россия сегодня переживает третью волну социального сиротства (первые две - после Гражданской и Великой Отечественной войн). Даже после Великой Отечественной войны сирот во всем Советском Союзе было меньше (600 тысяч), чем сейчас в России (более 800 тысяч).

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, не являются сиротами в обычном понимании этого слова. Сам термин "социальное сиротство" означает, что у ребенка, живущего в интератном учреждении, есть живые родственники, а часто - жив один из родителей. Сегодня таких детей по статистике "в системе" более 83%! Социальное сиротство - сложный общественный феномен, об истоках которого спорят эксперты.


Причин много... Это нерешенные социально-экономические проблемы нашего общества, отсутствие выстроенной системы помощи семьям с детьми, с детьми-инвалидами, проблема нарко-алкогольной зависимости, хроническая бедность... Дети становятся сиротами при живых родителях и "благодаря" кризису института семьи, как такового, из-за банальной неприспособленности к жизни некоторых родителей и неумения нести ответственность за сохранение семьи - без сторонней помощи. А помощь эта приходит иногда поздно. Ведь вся социальная защита детей в России сконцентрирована на том, чтобы помочь тем, кто уже остался без попечения родителей. Между тем - необходимо раннее вмешательство - своевременная помощь кровной семье в сложные кризисные моменты - профилактика, а не борьба с последствиями.

Эксперты направления «Социальная политика» Фонда «Институт экономики города» - выделили в современной истории социального сиротства несколько этапов:

1991 - 1996 годы - "адаптационный период", начало которого совпало с резким пост-реформенным спадом производства и падением доходов населения. В это время цифры ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, существенно возросли. Государство реагировало на эти события расширением сети институциональных учреждений и изменениями в законодательстве.

1997 - 2005 годы
- "стабилизационный период". Темпы выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей снизились, было принято несколько законодательных актов, формирующих социальную защиту детей. Приоритеты в области решения проблемы социального сиротства стали постепенно меняться в сторону семейного устройства, но развитие форм семейного устройства еще не стало частью государственной политики.

2006 - 2008 годы - "деинституциализация". В рамках государственной политики сформулированы цели по снижению числа детей в интернатных учреждениях, принят ряд мер по материальному стимулированию семейного устройства детей-сирот. "Процесс пошел", но пока темпы слишком слабы, чтобы прогнозировать сроки его завершения.

***

Институционализация, или помещение ребенка в интернатное учреждение - наиболее неэффективный способ решения проблемы социального сиротства. К такому выводу пришли все страны, столкнувшиеся с социальным сиротством, и благополучно от этой схемы отказавшиеся еще 30 – 40 лет назад. Это неэффективно как с экономической, так и социально-психологической точки зрения.

Годы практики институционализации показали, что число детей-сирот не снижается. Бюджетные затраты на содержание детей в учреждениях колоссальны. А дети на выходе из заведений получают букет психофизиологических проблем, которые коренятся в самой системе коллективного воспитания в закрытом заведении, при отсутствии устойчивых отношений со значимым взрослым и положительного эмоционального фона.

Не способные социализироваться, 90% выпускников сиротских учреждений живут за чертой бедности и только 10% находят свое место в жизни. Не лучше обстоят дела и в их семейной жизни. Сироты часто повторяют судьбу своих родителей: их дети также попадают в детские дома, расширяя поле социального сиротства.

Цена, которую платит за выбранный тип решения проблемы социального сиротства каждый конкретный ребенок, попавший в эту ситуацию, и государство в целом, оказывается слишком высока, а результат слишком плачевен.

Помимо этого, многие десятилетия существования закрытой системы учреждений для детей-сирот породили огромное размежевание между миром детей, лишенных попечения родителей и миром обычным. Большинство людей не воспринимают сирот как обычных детей. В сознании большинства сиротство воспринимается как позорная печать – болезни, испорченности, преступности. Существует множество стереотипов: о том, что сироты имеют множество заболеваний - и физических и психических; о том, что склонность к алкоголизму или правонарушениям передается генетически, наконец, о том, что усыновление ребенка - это "крест", подвиг, который под силу единицам.

Исследования общественного мнения относительно проблемы сиротства проводились неоднократно в нашей стране, как по стране в целом, так и в отдельных регионах. При этом, результаты таких исследований очень схожи. И нет повода сомневаться, что они могут быть, с некоторой долей погрешности, перенесены на любой регион России. Ниже приводится выжимка из результатов исследований НКО «Kidsave International» «Проблема детей-сирот в общественном мнении» 2004 г., ВЦИОМ «Отношение россиян к усыновлению» 2005 г., Центр социологии образования РАО «Социальные стереотипы о детях-сиротах» 2005 г.

Низкий уровень осведомленности как о самой проблеме, так и о способах ее решения. Усыновление и помещение в сиротское учреждение – две самых известных формы устройства сирот. Другие формы устройства практически неизвестны. Искаженное представление о законодательстве относительно сиротства.

Очень низкая личная вовлеченность населения. Больше 75% опрошенных считают, что сиротам должно помогать государство. Каждые четверо из пяти опрошенных уверенны, что простые граждане не должны принимать в этом участие. Те, кто оказывает помощь – помогает в основном материально, концентрируясь на дарении игрушек и вещей.

Представление о сиротах как об обезличенной массе. В сиротстве не видят отдельных лиц, а только общую массу. Причем, эта масса, по представлениям, очень велика. В общественном мнении доминирует показатель «тысячи». При этом, представления о том, сколько именно детей-сирот живет в городе/районе/области нет.

Идея об усыновлении ребенка не присутствует в сознании людей
. 75% опрошенных никогда не задумывались о том, чтобы взять ребенка в семью.

В обществе сложился устойчивый негативный стереотип о ребенке-сироте. 89% высказываний, характеризующих детей-сирот, дают отрицательную характеристику этим детям: «дети с тяжелыми наследственными заболеваниями», «яблоко от яблони недалеко падает», «у детей плохая генетика», «это дети наркоманов и проституток с их генами», «у них задержка психического развития», «запущенность», «дети все с отклонениями», «недоразвитые», «трудновоспитуемые», «агрессивные», «недоумки», «психи», «дебилы» и пр., «они там все инвалиды», «среди них нет здоровых», «не могут нормально учиться», «из них не вырастет нормальный человек», «они не могут быть нормальными», «сколько волка не корми он все в лес смотрит», «я слышала, что, вырастая, они неблагодарны к тем, кто их вырастил»

Личное знакомство обычно способствует формированию позитивного отношения к сиротам. Основной источник информации о проблеме детей-сирот – СМИ.

Наибольшей восприимчивостью к проблемам социального сиротства обладают женщины, в возрасте от 31 до 50 лет, с высшим или средним специальным образованием. Именно эта группа обладает и наибольшей социальной активностью, готовностью включиться в решение различных проблем.

***

В сфере социального сиротства есть многочисленные аспекты, которые сложно отследить и статистически обработать. Так, например, сложно отследить развитие жизни человека-выходца из детского дома, «результат» усыновлений, вторичные возвраты. К таким статистически трудно описываемым категориям относятся и отказы в роддомах (особенно учитывая ситуацию с так называемыми временными отказами).

В мире также нет глобального механизма сбора подобной статистики, это естественно, так как невозможно обязать людей участвовать в этих исследованиях повсеместно. Представление о статистике складывается в основном за счет наблюдения за какими-то отдельными группами (т.е. речь идет об очень локальной, маленькой выборке). Большие исследования национального масштаба на западе чаще всего заключаются в сборе и усреднении этих локальных исследований.

Общая статистика 2009 год, представленная в докладе Галины Семья, доктора психологических наук, эксперта комитета по вопросам женщин, семьи и детей Госдумы РФ.

Число детей-сирот, оставшихся без попечения родителей 670 469
В условиях институционализации – 151 771 (23%)
Под опекой – 379 408 (посторонними 53 437 – 14%)
В приемной семье 55 326
На усыновлении 142 797 (иностранное – 42 596 – 30%)
Другие формы – 5363 (число семей 3165)

На сегодняшний день из более чем 40 миллионов детей, живущих в России, почти 50% находятся в зоне социального риска! И если не предпринимать усилий на государственном уровне, то большая часть этих детей в скором времени пополнит ряды социальных сирот.

***

Комментарий Татьяны Арчаковой (психолог волонтерского движения «Отказники»):
Примечательно, что причиной отказа может быть, как объективная невозможность растить ребенка (например, полное отсутствие жилья и шансов получить приют), так и специфика отношения женщины к ребенку и собственному материнству. У женщин, которые идут на этот шаг, часто есть собственный опыт социального сиротства, реального или "скрытого", например, оставления на попечение престарелой бабушки, пока родители работали в другом городе, иногда в нескольких поколениях, родители работали в другом городе, иногда в нескольких поколениях.

Стоит отметить, что - вопреки стереотипам - женщины-алкоголички - редко отказываются от своих детей, так как очень рассчитывают на пособия. У таких матерей, детей часто изымают, так как они не способны о них заботится.

Женщины-отказницы в большинстве своем не до конца уверены, что "не хотят ребенка". Так как те, кто не хожет ребенка категорически - так называемые Child free, в большинстве случаев делают аборт, даже если речь идет о поздних сроках и опасности для жизни. При этом, чем меньше социализирована женщина, т.е. чем меньше вокруг нее людей, которым она не безразлична, тем больше шансов, что она решиться и найдет средства на аборт на позднем сроке. Ослабленные социальные связи и - так называемая "анонимность", свойственная большим городам - часто становятся причинами отказов.

Отказница - не всегда женщина за чертой бедности, с низким социальным статусом. Это может быть, например, студентка престижного ВУЗа, учащаяся в Москве - вдали от дома, родственников и знакомых. Беременность у отказниц чаще всего нежелательная, при этом обычно они даже - не замечают и "не принимают" свое новое состояние, сомневаются до последнего. У таких женщин, беременность может протекать легко и «незаметно», живот может быть небольшим - именно так организм реагирует на неготовность к материнству...

Одним из «популярных» факторов отказов - агрессия по отношению к ребенку, или отцу ребенка. Тогда женщина отказывается от ребенка как бы из лучших побуждения, заявляя о том, что ребенка она любить «все равно не будет», а напротив - будет мстить ему за обиды, нанесенные ей отцом. По мнению таких отказниц, для их ребенка мгновенно найдется идеальная семья «профессора и балерины», в которой ему будет лучше… Подобная мотивация отказа – «выгодна» для ребенка только по одной причине - матери сразу подписывают отказ и ребенок получает шансы быстрее найти семью.

Отказ от ребенка-инвалида происходит потому, что семья просто не представляет, как с таким ребенком жить дальше. Родители не могут понять и ценить реальных перспектив ребенка, и даже врачи не могут им в этом помочь. Для того, чтобы растить ребенка инвалида - семья должна в корне поменять свое отношение к прогрессу, к самому понятию - "успех". Безусловно, семье в этом нужна системная помощь профессионалов, которая на данный момент не развита. Ситуация, когда родители стыдятся своего больного ребенка, типична - и вызвана тем, что родители идентифицируют себя с ребенком и считают, что ребенок таким родился "из-за них". Это чувство вины, в большинстве случаев абсолютно не обоснованное - мешает родителям воспринимать своего ребенка и любить его…

Назад в раздел

Rambler's Top100